ООО «Креативные технологии»

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная Идентификация Идентификация в России

Федеральная программа учета животных и

трассировки продукции животного происхождения в России

 

В настоящее время правила учета, идентификации и трассировки животных, в первую очередь предназначенных в пищу человека, актуальны, как никогда ранее. Это повышение актуальности связано с возросшей плотностью популяций домашних животных, повышением мобильности деятельности, связанной с разведением и выращиванием животных, а так же с развитием международной торговли животными и продуктами животного происхождения. В этих условиях непременным требованием к условиям и методам идентификации сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения является прослеживаемость их происхождения и перемещения, называемая трассировкой.

В связи с планируемой реализацией Федеральной программы учета животных и трассировки продукции животного происхождения на территории Российской Федерации (далее – Программа) начата разработка проекта Федерального закона «Об учете животных и продукции животного происхождения и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект), где будут регламентированы основные требования к системе регистрации животных и продукции животного происхождения в целях совершенствования их учета, в том числе при их перемещении.

Основными целями реализации законопроекта являются :

- Внедрение паспортизации животных.

- Совершенствование ветеринарно-санитарного учета.

- Учет животных в режиме реального времени.

- Улучшение информационного обеспечения племенного дела.

- Обеспечение пищевой безопасности.

- Обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности.

- Проведение трассировки животных и продукции животного происхождения.

- Совершенствование пограничного контроля передвижения животных.

- Создание основы для экспрессного определения путей распространения болезней.

- Облегчение условий для анализа эффективности режимов кормления, содержания животных, их ветеринарных обработок, переработки хранения и реализации продуктов животного происхождения.

- Совершенствование системы поддержания правопорядка в области, касающейся содержания, разведения и использования животных.

- Внедрение норм технического регулирования в области ветеринарии.

- Гармонизация требований к содержанию и использованию животных с таковыми в странах ЕС для развития международной торговли животными и продуктами животного происхождения.

- Создание эффективной системы контроля, позволяющей прослеживать все перемещения поднадзорных Госветслужбе объектов.

 

Во всем Мире самое большое внимание уделяется вопросам пищевой безопасности. Одним из наиболее эффективных способов контроля  безопасности продовольственного сырья животного происхождения, предназначенного в пищу людям, является реализация схемы контроля «from stable to table» («от стойла до стола»). При этом контроль должен обеспечиваться на каждом этапе пищевой цепи : начиная с рождения животного, схем кормления, методов лечения или профилактики с использованием лекарственных средств, способов его убоя, переработки сырья, условий транспортировки, хранения, реализации и, заканчивая контролем качества и безопасности готовой продукции, которая попадает к потребителю.

При этом одной из главных задач является формирование базы данных, позволяющей проследить происхождение, передвижение, применение не только самого животного, но и полученной от/из него продукции в режиме максимально приближенном к «реальному времени». Реализация Программы гарантирует выполнение в полном объеме требований к пищевой безопасности в современных условиях.

Организация системы учета животных на основе современных технических средств и в соответствии с имеющими международными стандартами предполагает обязательное введение целостной системы информационного обеспечения паспортизации, индивидуальной маркировки и трассировки животных (Федеральная компьютерная сетевая система). Формат документов, баз данных, системы маркировки будут обеспечивать ее полную совместимость с действующей в странах Евросоюза системой учета животных.

Принцип комплексного подхода и экономии бюджетных средств предполагает использование истраченных на создание системы технических и финансовых ресурсов с максимально достижимой эффективностью. Эффективность обусловливается тем, что технические средства системы по возможности будут использоваться не только в целях системы учета, но и в других полезных для страны и ее экономики целях. Предполагается создание заинтересованности потребителей (как потенциальных пользователей Программы) в действии системы, что позволит использовать дополнительные ресурсы финансирования деятельности самой системы за счет средств владельцев животных, торговых организаций и потребителей.

Тем не менее, принцип поэтапного внедрения Программы позволит постепенное включение в нее различных секторов, задействованных в обеспечении охраны здоровья животных, безопасности продукции животного происхождения и благополучия территории Российской Федерации в целом. И как следствие, позволит осуществлять постепенное (дробное), а не разовое финансирование ее создания. Кроме того, подобный принцип поэтапного внедрения Программы придает работе планомерный характер и позволяет избежать аврального подхода.

Легитимность и юридическая обеспеченность реализации Программы осуществляется на Федеральном уровне и оформляется в виде Федерального закона «Об учете животных и продукции животного происхождения и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». При осуществлении и оформлении проекта Федерального закона учитывается необходимость соответствия и совместимости с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ), ФАО/ВОЗ и Всемирной торговой организации (ВТО).  Кроме того, законопроект направлен на реализацию ст.18 Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (Государственная регистрация племенных животных и племенных стад), затрагивает отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, урегулированные Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также отношения в области ветеринарии, урегулированные Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии». Законопроект будет иметь важное значение для правовой системы, поскольку осуществляет регулирование комплекса общественных отношений, направленных на обеспечение защиты прав потребителей, защиты животных от болезней, выпуска безопасной в ветеринарном отношении продукции животного происхождения.

В настоящее время осуществление государственной регистрации племенных животных и племенных стад предусмотрено Федеральным законом от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве». Осуществление государственной регистрации животных, не являющихся племенными, а также продуктов животного происхождения законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Такой подход к осуществлению регистрации животных не позволяет в полном объеме использовать получаемые в ходе данной процедуры сведения о животных, в том числе для осуществления ветеринарного надзора за безопасностью продуктов животного происхождения, получаемого от таких животных.

Законодательство Европейского Сообщества (ЕС) требует идентификации и регистрации всех сельскохозяйственных животных – крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз и т.д. Так, например, крупный рогатый скот, участвующий в торговле в рамках сообщества, должен сопровождаться паспортом и соответствующим сертификатом здоровья животного, а главное – животные должны быть идентифицированы специальными идентичными бирками на каждом ухе. Вместе с тем, процедура электронной идентификации животных существует в мире более двадцати лет. Практически вся Европа идентифицирует домашних животных микрочипами - это стало нормой. Принципы активной идентификации животных приняты в пределах всего Европейского Союза. Кроме того, во многих странах мира на базе идентификации животных уже созданы системы контроля и мониторинга. Наличие у животного уникального номера также незаменимо для исследовательской работы, поскольку помогает идентифицировать любое животное. Природоохранные организации с помощью системы идентификации проводят контроль над миграцией диких животных.

 

Что касается практического осуществления прослеживаемости происхождения животноводческой продукции по обратной схеме «от стола до стойла», то в ряде стран (ЕС, США, Канады и др.) применяются различные способы нанесения маркировки в виде штрих-кода, содержащей всю необходимую информацию о конкретном продукте. Возможность такого прослеживания является основополагающим принципом производства в пищевой промышленности. Эти принципы заложены в современном пищевом законодательстве ЕС, а именно в директивах № 178/2002, № 852/2004, № 853/2004, № 854/2004 и др.

Так европейские правила идентификации животных составили фундаментальную часть законодательства EC, а именно систему, позволяющую управлять различными коммерческими и ветеринарными аспектами животноводства. Директивы ЕС, регламентирующие условия торговли при экспортно-импортных операциях с животными, требуют наличия идентификационного номера у животного, позволяющего определить происхождение и условия его содержания, в целях безопасности потенциальной продукции животного происхождения.

В нашей стране идентификация животных законодательно не регламентирована, и в различных регионах Российской Федерации учет чипированных животных ведется по-разному. Многие ветеринарные клиники в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Владивостоке, Воронеже и других городах уже приобрели микрочипы и сканеры и проводят процедуру имплантации идентификационных чипов домашним животным, а в фермерских хозяйствах также широко используется биркование. При этом некоторые ветеринарные врачи ограничиваются записью в ветеринарном паспорте животных, другие ведут собственные журналы или электронные базы данных, также ряд фирм-дистрибьютеров иностранных компаний, занимающихся регистрацией животных, предлагают занести идентификационную информацию животного в действующие международные базы данных. В отдельных регионах страны местные власти поручили ведение баз данных муниципальным государственным службам. Но все эти варианты имеют существенное ограничение - они недоступны или труднодоступны для большинства пользователей.

Предлагаемая законопроектом процедура учета животных и трассировки продукции животного происхождения является более эффективной по сравнению с существующей и предусматривает механизм осуществления регистрации с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации, произошедших в ходе проведения административной реформы.

Что касается социально-экономических, политических, юридических и иных последствий реализации будущего закона, то вступление в силу законопроекта позволит повысить эффективность системы учета животных, эффективность правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охрану установленного правопорядка и защиту экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных сведений о животных и продукции животного происхождения.

- Принятие закона приведет также к положительным социально-экономическим последствиям, т.к. обеспечение единства измерений является условием получения достоверной информации о качестве и свойствах продукции животного происхождения при совершении торговых операций.

- Политические последствия принятия закона состоят в повышении авторитета Российской Федерации как в странах Евросоюза, которые используют системы национального учета животных, так и в иных странах-импортерах российских животных и продукции животного происхождения.

- Юридические последствия принятия закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области регистрации и учета животных и продукции животного происхождения, в устранении пробелов и противоречий, имеющихся в действующем законодательстве.

 

Таким образом, в завершение следует отметить, что к настоящему времени уже созрело четкое понимание необходимости создания целостной системы учета животных и трассировки продукции животного происхождения, в первую очередь – продуктов питания. Очевидно, что решение этой проблемы потребует реализации крупномасштабного проекта, который затронет ряд хозяйственных отраслей страны, деятельность и интересы миллионов людей, потребует некоторой ревизии законодательной базы и существенных финансовых затрат.

Вместе с тем, нет сомнений, что реализация такого проекта приведет к значительному повышению уровня защиты потребителей в России, сделает более конкурентоспособной отечественную продукцию животноводства, повысит уровень защиты страны в плане биологической безопасности животных, экологии окружающей среды, а также переведет на совершенно новый уровень безопасность питания граждан Российской Федерации.

Кроме того, реализация проекта возможна в перспективе не только в рамках Российской Федерации, но и, что кажется гораздо более разумным, рациональным и экономичным - реализовать такой проект на более высоком уровне – в масштабах всего постсоветского пространства, т.е. в масштабе стран СНГ за вычетом тех прибалтийских республик, которые уже вошли в состав Евросоюза, и будут реализовывать подобные программы в рамках этого объединения государств.

В целом, реальности сегодняшнего дня требуют от Государственной ветеринарной службы Российской Федерации новых шагов в развитии этого направления, и первым шагом станет реализация проекта Федерального закона «Об учете животных и продукции животного происхождения и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».